О том, как теперь живут дети, заставшие войну, и что необходимо для их реабилитации. |
|
Украденное детство
Пришедшая в дома донбассовцев война принесла не только разрушенные дома и убитых мирных жителей, это еще и искалеченные судьбы детей, которые не скоро смогут забыть те ужасы, которые им пришлось прочувствовать, живя в подвалах, ночуя на улицах и видя смерти своих родителей.
Война на Донбассе заставила шестилетних детей вмиг стать взрослее. Оказавшись в спокойной обстановке, родители сообщают о том, что в волосах их детей появляется седина. Такие дети уже говорят не детским языком, а могут общаться на вполне взрослые темы: какое артиллерийское оружие как стреляет, какой радиус взрыва у мины и как различить по звуку, куда летит снаряд. Услышав однажды такую "детскую" беседу, мне стало жутко.
О том, как теперь живут дети, заставшие войну, и что необходимо для их реабилитации, читайте в материале 24smi.org.
Оказавшись в условиях мирной жизни, дети Донбасса зачастую не могут вернуться снова в детство. Они видели то, что не каждый взрослый смог бы пережить. Медикам стали известны случаи посттравматического синдрома у детей Донбасса, которые сейчас находятся в лагерях для беженцев.
Молчаливый мальчик и бабушка
Нам удалось побеседовать с девушкой по имени Ольга, которая в данный момент живет в лагере для беженцев в Ростове-на-Дону. Ольга рассказала нам истории детей, которые сейчас проходят реабилитацию после войны.
Неделю назад в лагерь для беженцев, где проживает Ольга, приехала бабушка со своим внуком. Мальчику на вид лет шесть. Он ни с кем не разговаривал, ничего не ел. У бабушки поинтересовались, что с ее внуком, и она поведала историю, которая повергла всех в шок. К смертям уже все жители лагеря привыкли. Здесь единицы тех, кто не видел последствий войны, это в основном те, кто покинул свои дома еще в начале лета. Но большинство уехали после того, как их города начали обстреливаться, и на улицах десятками гибли мирные жители. Удивить беженцев убийством практически невозможно, но история бабушки молчаливого внука всех поразила до глубины души.
"Старушка заявила, что в один из дней на глазах у мальчика разорвался снаряд. Этот снаряд унес жизни его родителей. Маленький мальчик видел, как части его родителей разлетелись в разные стороны. Это ужасно! Взрослый человек нормально не смог бы пережить такое, а что тогда говорить о ребенке? Он отказывался есть, на четвертый день пребывания в лагере ему дали выпить чая, после чего мальчика вырвало. Директор лагеря сообщил, что для лечения ребенка были вызваны специалисты из Москвы," - рассказала Ольга.
Второй ребенок, о котором поведала беженка, это восьмилетняя девочка. С момента прибытия в лагерь она ни разу не заговорила. Пережитое ребенком во время войны заставило ребенка замолчать.
"Я знаю, как пахнет война..."
Война в Украине, увиденная глазами детей, перевернула их жизнь, судьбы тысяч маленьких граждан страны остались неизвестными. За месяцы АТО дети Донбасса выросли не на один год. И вот что они говорят (по материалам портала toryanik-96.blogspot.com):
Ксюша Яковлева, 6 лет, Луганск: "Больше всего я боюсь, чтобы не убили маму и папу. А то я не смогу спасти младшего братика, которому 6 месяцев. Пусть лучше убьют меня…"
Сережа, 4 года, Луганская область: "Мой папа ушел на войну. Мама и бабушка каждый день плачут и ничего мне не говорят. От этого мне становится еще страшнее… Может, папы уже нет?"
Саша Горобец, 5 лет, Луганская область: "Я знаю, как пахнет война. Она пахнет подвалом, где мы ночуем с мамой…"
Саша Беспалов, 3 года, Донецкая область: "Я очень хочу кушать. Всегда…"
Энурез, заикание и панические атаки
Алена Лукьянчук, координатор психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова, на конференции психологов по вопросам жителей Донбасса, прошедшей 18-19 ноября в Киеве, заявляет: «В зоне боевых действий – тысячи маленьких жителей. Те, кого эвакуировали в начале лета, были более адаптивными. Сейчас и взрослые, и дети совсем потеряны. Регресс – огромен. Например, у десятилетних наблюдается энурез. Дети начинают заикаться, многие перестают говорить. У взрослых членов семьи – депрессии, панические атаки. Следствие этого может стать то, что малыши вырастут либо с ощущением собственной бесполезности, либо станут агрессивными».
Для адаптации детям нужна радость и чувство защищенности, такого мнения придерживается известный детский психолог, доктор психологических наук Александр Венгер. Александр Венгер рассказывает о своем опыте работы с детьми после трагедии в Беслане. «Это были игровые комнаты в центрах психологической реабилитации. Отдельная проблема – подростки из зоны АТО. Они оказываются в совершенно ненормальной ситуации, воспринимают себя как жертву. Это очень плохо сказывается на формировании личности, и может наложить негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь», - говорит специалист.
Мнение психологов
В каждом лагере, где сейчас находятся переселенцы с Донбасса, есть дети, которые в прямом смысле стали немым напоминанием тех ужасов, которые происходят на востоке Украины.
«Дети могут быть депрессивные, они могут быть агрессивны, они могут уходить в себя, у них может происходить нарушение памяти, внимания, поэтому мы взрослые должны быть готовы. Преподаватели должны давать поддержку, и прощать, но правильно прощать. Потому что это может порождать конфликт внутри коллектива. Родители должны создавать ситуацию безопасности. Потому что сегодня родители действительно перепуганы, но ненужно забывать про детей», - заявляет психолог Татьяна Балан.
Главное правило для вывода ребенка из стрессового состояния – это разговаривать с ним. Психологи заявляют, что с детьми необходимо говорить и отвечать на их вопросы, даже если они еще не готовы услышать такие слова.
Всемирная организация здравоохранения прогнозирует, что после окончания войны на Донбассе 15-20% мирного населения (в большей степени дети) будут нуждаться в серьезной психологической помощи. В некоторых случаях необходимо будет даже обращаться к психиатрам за лечением. На данный момент уже насчитывается несколько десятков тысяч людей, которые нуждаются в помощи специалистов.
|