"Ростелеком" работает над созданием собственного платёжного сервиса, задуманного как близкий аналог "Яндекс.Денег" и WebMoney. Об этом сообщают "Ведомости" со ссылкой на двух сотрудников компании.
|
|
Проект "Ростелеком. Платёжная система" может быть запущен уже в IV квартале 2014 г., но лицензию небанковской кредитной организации компания пока не получала.
По информации "Ведомостей", новый сервис будет более тесно взаимодействовать с банками-партнёрами, чем другие подобные кошельки. Его клиенты смогут в режиме онлайн пользоваться популярными банковскими продуктами. Что это будут за продукты, анонимные источники газеты не уточняют.
"Ростелеком" рассчитывает зарабатывать на таких платежах "несколько миллиардов рублей в год". Среди планов - за несколько лет довести свою долю в сегменте электронных платежных сервисов до 15%, говорит один из собеседников "Ведомостей". В этом проекте "Ростелеком" опирается на свою абонентскую базу, объясняет он. Сервис будет автоматически привязан к счетам абонентов. Завести кошелек "Ростелекома" смогут и те, кто не пользуется его услугами связи.
Информацию о работе "Ростелекома" над платёжной системой Oborot.ru подтвердил официальный представитель компании Андрей Поляков. "Ростелеком" рассматривает различные возможности выхода на рынок финансовых услуг. В том числе, "Ростелеком" работает над Платёжным сервисом", - сказал он. Детали проекта Андрей Поляков не сообщил, заметив, что развёрнутые комментарии можно будет давать, когда работа над системой будет завершена.
Действующие участники рынка комментируют инициативу сдержанно. Рынок платежных сервисов в России уже поделен, уверен председатель совета директоров ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов: более 70% этого рынка контролируют "Яндекс.Деньги", WebMoney и Qiwi. Большая часть из оставшихся 30% - это мобильные операторы и PayPal, за ними следует пул из нескольких российских операторов электронных денег, таких как "РБК Money" и "Деньги.Mail.ru".
На заметную долю в этом сегменте "Ростелеком" может рассчитывать, если его платежный сервис действительно будет привязан к счетам абонентов и оператор будет постоянно рекламировать его среди абонентов, рассуждает Достов. "Но 15% - слишком оптимистичная цифра, реально оператор сможет рассчитывать не более чем на 10% через несколько лет при удачном стечении обстоятельств", - отметил он.
Чтобы в ближайшие годы завоевать 15% рынка, нужны по-настоящему прорывные идеи, считает пресс-секретарь "Яндекс.Денег" Надежда Кияткина. Впрочем, признает она, в России по-прежнему очень много платежей наличными: "Если "Ростелекому" удастся дотянуться до той аудитории, которая до сих пор не пользовалась интернет-платежами активно, поздравить можно будет не только "Ростелеком, но и весь рынок", - добавляет она.
По данным аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 56,6% пользователей Интернета в России пользуются хотя бы одним электронным кошельком. Однако многие держат их "про запас". Только каждый второй из их владельцев оплачивает электронными деньгами хотя бы одну покупку в месяц.
По расчетам самого "Ростелекома", лишь 30% россиян пользуются платежными сервисами в Интернете, остальные 70% (в основном жители удаленных регионов) предпочитают традиционные способы оплаты. Внимание хотя бы части из этих 70% и рассчитывает привлечь "Ростелеком".
Экспертный комментарий для Oborot.ru предоставила руководитель пресс-службы процессингового центра PayOnline Мария Горячева:
- Сложно прогнозировать перспективы новой платёжной системы сегодня, когда официальные представители компании отказываются давать детальные комментарии, еще нет лицензии, а о модели привлечения пользователей говорят только анонимы и сторонние эксперты. Проект может остаться безымянным, а может и вырваться в лидеры, отобрав долю рынка у нынешних ведущих платежных систем.
О том, как "Ростелеком" продвигает свои сопутствующие проекты можно судить по проекту "Домашний интернет". Он известен благодаря тому, что продвигается по абонентской базе клиентов домашней телефонной связи. Этот ресурс будет использоваться и в продвижении платежной системы.
А вообще новые игроки появляются на российском рынке электронных платежей регулярно - практически каждый месяц. Существуют десятки брендов, о которых знает лишь очень ограниченная аудитория ввиду недостаточности продвижения и небольшого числа пользователей. У "Ростелекома" такой проблемы точно не возникнет – ведь их абонентская база стремится к 4 млн человек.
Платежные системы общенационального формата, если мы говорим о "электронных деньгах", - это "Яндекс.Деньги", QIWI Кошелек и WebMoney. Востребованность остальных "кошельков" очень невелика. Из сотен наших клиентов лишь единицы обращались к нам с вопросами об интеграции приема платежей через какую-либо систему, кроме перечисленной тройки.
Попасть в лидеры без глобальных инвестиций сегодня невозможно, обильные финансовые влияния не гарантируют успеха – в чем мы уже неоднократно убеждались. Связано это с тем, что доверять свои деньги, в том числе электронные, россияне готовы только известным, популярным, надежным брендам. Психология потребителя – один из основных барьеров роста для новых платежных систем.
Борьба с "большой тройкой" за аудиторию (особенно за ту, которая уже платит безналом) будет для "Ростелекома" непростой. непростой. Чтобы отнять аудиторию у сегодняшних лидеров рынка, "Ростелекому" придется предложить сервис, который будет как минимум превосходить по удобству и надежности существующие аналоги. "Ростелеком" крупная и достаточно забюрократизированная организация, и ей будет сложно соревноваться с более гибкими и динамичными конкурентами.
С другой стороны, перед "Ростелеком" открывается огромная перспективная и платежеспособная аудитория россиян, еще не привыкших платить безналом.
Многое, если не все, здесь будет решать качественный маркетинг проекта, формирование конкурентного предложения пользователям и грамотная работа как с опытной, так и с "юной" в платежном смысле аудиторией потенциальных пользователей.
Первым нужно будет объяснить, чем новый "кошелёк" лучше всех существующих – и банковских карт в придачу. А в работе со второй частью аудитории на плечи маркетологов "Ростелекома" ляжет почетная просветительская деятельность: объяснить россиянам, которые привыкли платить бумажными наличными, что электронные платежные системы – это удобно и совсем не страшно. Здесь важно "не перегнуть палку", и не перейти от объяснения к навязыванию, что может вызвать обратную реакцию пользователей.
Мы думаем, масштаб "Ростелекома" не позволит им потеряться на рынке. Однако не исключена вероятность того, что "Ростелеком Платежная Система" останется безымянным проектом гиганта рынка телекома, а может – и внутренним абонентским сервисом оплаты для "Ростелеком Телефона", "Ростелеком Интернета" и "Ростелеком Телевидения". Будущее покажет, какое место займет этот проект, если вообще запустится. Но сами планы его создания говорят о том, что российскому рынку безналичных платежей еще далеко до насыщения.
Владимир Малюгин, глава PayPal в России, в комментарии для Oborot.ru отметил, что выход нового участника положительно повлияет на рынок. "В целом мы можем отметить, что у российского рынка электронных платежей есть большие возможности для развития. Если новый игрок хочет включиться в этот процесс, это позитивный знак для нашей отрасли". источник - http://oborot.ru/news/13992/16
|