Жестокая игра про выживание посреди гражданской войны, по сравнению с которой остальные военные игры кажутся слишком легкомысленными
|
|
На This War of Mine очень просто наклеить ярлык «еще один симулятор выживания» и тем удовлетвориться, но это было бы чудовищным упрощением. Разработчики создали нечто гораздо более серьезное и важное, чем еще один идеологический клон DayZ и Rust — они выпустили не просто игру, а своеобразное интерактивное исследование того, что с обычными людьми делают экстремальные обстоятельства. И, в частности, гражданская война.
Место действия — город Погорень. Ничем не примечательная восточноевропейская столица оказывается вдруг охвачена кровавым безумием. Правительственные войска сражаются с повстанцами, улицы вспаханы бомбами и снарядами, большая часть домов — в руинах, площади и перекрестки простреливаются снайперами. И посреди всего этого ада пытается выжить горстка обычных гражданских, нашедших убежище в одном из полуразрушенных домов. Их злоключениям и посвящена This War of Mine.
Некоторые жители разбомбленного города пока еще пытаются не поддаваться общему озверению. Но это скорее исключение
Одна из идей, которые пытаются донести авторы игры (созданной, кстати, по мотивам реальных историй реальных людей, переживших вполне реальные вооруженные конфликты) — война может постучаться в любой дом. Никто не может быть абсолютно уверен, что завтра на соседней улице не застрочит пулемет, а в окно не влетит мина или артиллерийский снаряд. Поэтому героев нам при каждом новом старте подбирают случайным образом. В одной лодке вполне могут оказаться бывший повар, местная футбольная звезда и успешный адвокат — люди, которые в обычной жизни, может быть, никогда бы не встретились, но теперь вынуждены как-то сосуществовать, поддерживать друг друга и сообща проживать выпавшие на их долю испытания, день за днем.
Вся игра разделена на сутки, а те, в свою очередь, разбиты на день и ночь. Днем герои отсиживаются дома, зализывают раны и мастерят разные необходимые для выживания вещи, а ночью совершают вылазки за припасами. На каждый сегмент отводится всего несколько минут реального времени, поэтому действовать и думать приходится довольно быстро — особенно, когда шаришься по развалинам в поисках банки консервов.
Днем у ваших дверей может объявиться такой же несчастный, который попросит лекарства для заболевшей мамы. Иногда гости просят пустить их пожить с вами и становятся новыми членами команды (но это также означает, что у вас появится лишний голодный рот)
Экспедиции эти бывают крайне напряженными, и в процессе вам нередко приходится принимать весьма непростые решения. Один из самых наглядных примеров настигает игрока уже в самом начале игры. Забравшись в какой-то частный дом, вы обнаруживаете внутри семью: пожилых мужчину и женщину и их сына. Старики явно не представляют угрозы, а вот парень вооружен и явно настроен серьезно. Тем временем, все ваши подопечные практически ничего не ели уже несколько дней, один из них получил ранение, когда защищал убежище от заявившихся ночью мародеров, а другой подхватил какую-то заразу, поэтому вам срочно нужны лекарства, бинты и провизия.
Можно попытаться просто украсть все необходимое, но на это понадобится слишком много времени, ночь скоро подойдет к концу, а возвращаться домой с пустыми руками попросту нельзя. Поэтому, подкравшись сзади к главному защитнику дома, вы достаете нож и наносите ему несколько ударов. А потом расправляетесь и его родителями, прибежавшими на шум. Так, просто и буднично, один из персонажей становится убийцей.
За ночь можно посетить только одну локацию. К счастью, игра в общих чертах описывает, чего именно можно ждать в каждой из них, так что выбираешь не совсем вслепую
Герои очень остро реагируют на такие ситуации. Они изо всех сил стараются сохранить в себе остатки человечности, поэтому убийство для них — настоящий шок. Товарищи новоявленного душегуба подавлены, сам он погружается в депрессию, и, если запустить это состояние, дело может кончиться совсем плохо. Приходится тратить драгоценное время на психологическую разгрузку. Музыка, книги, простое человеческое участие — все это немного помогает снизить напряженность, но впереди еще много тяжелых дней, и никто не гарантирует, что в процессе не приключится еще какая-нибудь отвратительная история. Даже наоборот — что-нибудь нехорошее произойдет почти гарантированно, потому что This War of Mine как раз об этом — о том, что происходит с простыми, по-своему симпатичными и порядочными людьми в по-настоящему экстремальной ситуации и о том, на что они готовы пойти, чтобы остаться в живых.
После этого иначе относишься даже к тем выжившим, которые при встрече с вами без лишних слов хватаются за оружие. Они для вас больше не кровожадные злодеи, а такие же забитые, запуганные обыватели, для которых каждый новый рассвет — настоящий сюрприз: надо же, мы еще живы!
Место в рюкзаках ограничено. При этом в ночную вылазку с собой неплохо бы захватить какое-нибудь оружие и инструменты для расчистки завалов и вскрытия замков
Это, пожалуй, одно из главных достижений ее авторов: неповторимая атмосфера будничного This War of Mine — психологически очень гнетущая игра.кошмара, из которого, кажется, просто невозможно вырваться. Собственно войны вы толком и не видите, и это, кажется, сознательное дизайнерское решение. Где-то (не так уж далеко) громыхают пушки, радио рассказывает о скором вмешательстве международного сообщества и о том, что кто-то где-то ведет с кем-то какие-то переговоры, но для ваших героев и их товарищей по несчастью это все будто другая вселенная. Для них не существует ни прошлого, ни будущего — только сжавшееся в комок постоянной ноющей боли настоящее. Война стала ядом, который убил их город изнутри, и они — последние живые клеточки, которые борются за существование, потому что так запрограммированы природой. Но отрава уже проникла и в них, поэтому на счастливый конец особой надежды нет.
Ради проектов, подобных This War of Mine, наверное, в принципе и существует инди-сцена как таковая. Крупные издатели и разработчики озабочены в первую очередь блокбастерами, зрелищностью и сверхприбылями. Несмотря на пафосные речи о «моральном выборе» и прочих прекрасных вещах, которые часто можно услышать от некоторых представителей индустрии, на самом деле они не хотят по-настоящему психологически нагружать игрока. Клиент должен получить удовольствие и расслабиться — вот на что они работают. This War of Mine тоже никак не назовешь скучной и с чисто геймплейной точки зрения это крайне качественно сделанная игра. Но в ней есть и нечто большее. Если провести аналогию с фильмами и книгами о войне, то практически все остальные видеоигры, включая и те, что посвящены выживанию, это в лучшем случае «Спасение рядового Райана». А This War of Mine — «Бабий яр». Тяжелое, но важное произведение, выход которого на самом деле очень много значит для игровой индустрии в целом.
|