В царской России нежелание работать не являлось преступлением, но активно порицалось обществом. В СССР же тунеядство было внесено в список «общественных преступлений».
Провозглашалась идея, что трудоспособные тунеядцы паразитируют на всем обществе, а не на отдельных людях, например, близких родственниках.
В мае 1961 года был принят указ «О борьбе с гражданами, уклоняющимися от труда». По данному указу всего за пару лет было заключено в тюрьмы 37 тыс. человек. Разумеется, там им было уже трудно отвертеться от трудовой деятельности (причем, неоплачиваемой). Позже 209 статья УК была более проработана и тунеядство стали разделять на виды. Бродяжничество и попрошайничество образовывали более тяжкие составы преступления. Тот же, кто просто проживал на нетрудовые доходы более 4-х месяцев и получил предостережение о негативной оценки такого образа жизни, только тогда мог «пойти по статье».
Андропов усилил борьбу с тунеядством. Проводились милицейские рейды в винных магазинах, кинотеатрах и прочих общественных местах. Милицейские проверяли документы граждан и выясняли, почему они не находятся на рабочем месте. Борьба с тунеядством завершилась в 1991 году. Человек теперь получал не только «право трудиться», но и «право не работать».