[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Darky  
Тайная история "Звездных войн"
denis194277Дата: Вторник, 09 Фев 2016, 11:45 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Ветеран Расслабуха.ру
Сообщений: 193
Награды: 3 За 100 Сообщений
Репутация: 1683
Замечания: 0%
Статус: Оффлайн

"Некоторые мои друзья пекутся об искусстве и хотят сойти за Феллини или Орсона Уэллса, но меня это никогда не беспокоило. Мне просто нравится снимать фильмы" (с) Джордж Лукас

Не так давно прочитал замечательную культурологическую работу Майкла Каминска "Тайная история Звездных войн". Путь этой книги к русскому читателю был достаточно тернист. Долгое время не существовало русскоязычного перевода, пока группа энтузиастов не собрала на перевод и публикацию деньги на краудфандинговом сервисе обеспечив выход книги в свет. Сначала планировалось, что книгу получат лишь те, кто донатил, но денег оказалось куда как больше и тираж позволил выпустить книгу и для продажи. Так как ранее слышал про эту работу, то как появилась возможность, сразу заказал.

И так, о чем эта книга? "Тайная история" как не трудно понять из названия посвящена культурному феномену "Звездных войн". Автор подошел к своему труду с подчеркнуто научных позиций скрупулёзно поработав с первоисточниками и снабдив книгу ссылочным аппаратом, в результате чего исследование о механизмах всемирного успеха "научно-фантастического фэнтези" превратилась в подробную реконструкцию возникновения одного из наиболее известных мифов современности.

Камински подробно разбирает эволюцию возникновения мифа, когда первоначальная идея Лукаса снять кино в духе субботних сериалов 30-х вроде "Флэша Гордона", постепенно сменялась попытками перенести в космос сценарии Акиры Куросавы, и как актуальная политика 70-х оказывала влияние на формирование творческого видения режиссера, который в какой-то момент (и это самое удивительное) потерял полный контроль над развитием истории и уже сама история начала влиять на принимаемые впоследствие решения о развитии сюжета. Камински гениально просто и логично показывает классическую ситуацию, когда творение начинает жить собственной жизнью.

Сегодня большинство знакомых с "Звездными войнами" людей воспринимают сагу как 6-ти серийную историю про Дарта Вейдера и его путь от мальчика с захолустной планеты к искуплению за совершенные преступления. Самое удивительное, что ничего такого не планировалось. Существовавшие задумки сюжета, к которым приложили руку в том числе известные писатели фантасты Алан Дин Фостер и Ли Брэккет были совсем про другое, и столь популярный ныне персонаж рассматривался как обычный ходульный злодей на 1-2 раза.

Но постепенно, в ходе мучений Лукаса над сценарием, несколько злодеев слились в одного, а уже перед "Империей наносит ответный удар" Лукасу пришла в голову идея сделать Вейдера отцом Люка, так как до этого момента по сюжетным наработкам это было 2 разных человека, хотя Лукас потом и подгонял историю под себя, уверяя, что все он продумал заранее и фраза "Я твой отец" существовала с самого начала, хотя это было обычной попыткой задним числом написать красивую легенду вместо прозаичной правды о создании современного мифа.

Еще одним интересным моментом является тот факт, что по мере развития истории первоначально базировавшейся на идее снять развлекательное кино для детей, она становилась для Лукаса более личной и он вставлял в нее отсылки к своей биографии, вроде отношений с отцом, гонок на машинах в родном Модесто или неприятие продажных политиков и корпораций. Что забавно, в школе, где учился Лукас был такой старшеклассник по фамилии Гэри Вейдер, который весьма вероятно повлиял на выбор имени "второстепенного злодея", коим задумывали Вейдера.

Еще автор убедительно показывает, как на фоне раздутого ажиотажа, возник устойчивый миф о том, что Лукас первоначально имел историю на 12 фильмов (к созданию мифа он сам приложил руку, о чем потом публично жалел), хотя на деле, имелась лишь крайне расплывчатая концепция, которая обрастала мясом лишь накануне выхода очередного фильма. Что удивительно, этот крайне расплывчатый базис не помешал возникновению современного мифа оказавшего огромное влияние на современную нам массовую культуру. Сам того не желая, Лукас собрал весьма разношерстные ингридиенты и смешав их в коктейль, который должен был развлечь молодежь и принести ему денег, породил огромную фантастическую вселенную и намертво связал режиссера мечтавшего снимать независимое кино с мэйнстримовой франшизой, которая принесла ее создателям и владельцам миллиарды.

В этом плане книга Камински помимо наглядной деконструкции современного мифа, показывает, насколько причудливыми могут быть обстоятельства, которые приводят творца к успеху и как казалось бы обыденные вещи приобретают статус культа, который затрагивает жизни миллионов. Легко найти людей которым нравятся или не нравятся "Звездные войны", но крайне трудно найти тех, кто про них не слышал. О чем говорить, если кино даже породило религиозный культ джедаизма.

Позднее, когда успех фильма стал очевиден, опять же задним числом придумали теорию, что фильм использует отсылки к работам Джозефа Кэмпбелла по мифологии, хотя на деле, это был скорее творческий союз, когда для Кэмпбелла такая реклама была способом продвинуть свою книгу о мифах народов мира, а для Лукаса придать большую глубину истории возникшей из субботней развлекательной фантастики.

Все эти правки задним числом были вполне логичны, так как даже сами творцы не могли в полной мере оценить природу феноменальной популярности "Звездных войн" и пытались как для себя, так и для окружающих придать наукообразность объяснениям популярности "Далекой-далекой Галактики". За давностью лет многое позабылось и ныне господствуют поздние трактовки, комплиментарные для создателей и создающие иллюзию непрерывности творческого процесса. Камински копнул источники конца 70х-начала 80х и наглядно показал, как в причудливой атмосфере американского кино конца 70х происходил закат направления New Wave и Лукас сам того не желая приложил к этому руку своей развлекательной историей, которая принесла ему всемирную известность.

В общем книгу строго рекомендую для поклонников фантастики, истории кино 70-80х, современной мифологии и любителей заглядывать за кулисы творческого процесса. Поклонникам "Звездных войн" рекомендовать не буду, так как они про эту книгу и так в курсе, и теми или иными путями с ней ознакомятся.

Источник

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: