Береговая охрана Норвегии задержала в Норвежском море российский траулер "Борис Зайцев" по подозрению в выбросе рыбы за борт. Судно сейчас эскортировано в порт города Тромсе для проведения расследования, которое, как ожидается, должно быть закончено в течение сегодняшнего дня. К решению вопросу подключились представители "Росрыболовства" и российские дипломаты.
Законодательство Норвегии практически полностью запрещает выброс выловленной рыбы за борт. Нарушение правил грозит крупными штрафами (от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов) как норвежским судам, так и российским рыбакам, ведущим промысел в норвежских водах. Проблеме выбросов в королевстве уделяют значительное внимание, так как распространенная среди рыбаков практика избавляться от чересчур мелкой, дешевой или не входящей в квоту судна морепродуктов ставит под вопрос саму возможность точной регистрации улова и затрудняет ведение учета популяции, не говоря уже об экологических аспектах данного вопроса.
В России также ведут борьбу с выбросом рыбы, но в нашей стране оно означает немного другое. Так, например, если российское рыболовецкое судно поднимет на борт груз мертвой рыбы, ранее выброшенной за борт другим траулером, то будет обязано избавиться от нее в целях соблюдения санитарно эпидемиологических норм. И это не единственный нюанс, в котором толкования будут различаться.
Вопрос о необходимости унификации законодательств и согласования единого для двух государств определения самого понятия "выброс рыбы" в числе прочих рассматривает Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству, 42-я сессия которой состоялась в октябре прошлого года в Осло. Небольшое продвижение в этом вопросе есть, но договоренность между странами на данный момент не достигнута.
Российские рыбаки, жалуются, что норвежские инспекторы достаточно вольно трактуют понятие "выбросов". А судовладельцы несут огромные убытки из-за простоя траулеров, которым приходится ждать окончания расследования.
По мне это напоминает фильм "Законопослушный гражданин", где было сказано следующее: -"Дело не в том, что вы знаете, а в том, что вы сможете доказать!". Каждая сторона трактует одно и то же высказывание по-разному, поэтому и получаются простои траулеров в портах.