| Считается хорошим тоном при встрече пожимать руку, даже если вы приветствуете незнакомого человека. Это правило соблюдается почти всеми мужчинами и многими женщинами. Есть общеизвестное объяснение, откуда взялся обычай рукопожатия: в древние времена это означало, что у тебя в руке нет оружия. Можно сказать, что в общих чертах этот смысл справедлив по сей день: протягивая руку для рукопожатия, мы заявляем о собственной открытости и готовности к контакту.
| |
Исследователи из Бекмановского института Университета Иллинойса (США) попробовали выяснить, что за нейрологические механизмы задействованы в этом ритуале. В ходе эксперимента 18 мужчин и женщин смотрели немое видео, на котором была разыграна деловая встреча двух людей. В одних случаях встреча сопровождалась сердечным рукопожатием, в других — от рукопожатия тем или иным образом уклонялись. Одновременно у тех, кто смотрел это, делали фМРТ-сканирование мозга, измеряли электрическую проводимость кожи и оценивали поведенческую реакцию на увиденное.
В итоге, как пишут исследователи в Journal of Cognitive Neuroscience, в ответ на созерцание рукопожатия им удалось обнаружить повышенную активность трёх зон мозга: миндалевидного тела, верхней височной борозды коры и центра удовольствия. Миндалевидное тело, или амигдала, отвечает у нас за эмоции; за что отвечает центр удовольствия, входящий в систему подкрепления, пояснять не надо. То есть рукопожатие, символизирующее успешный социальный контакт, попросту делает нам хорошо: эмоции из амигдалы доходят до центра удовольствия, и мы чувствуем удовлетворение. Если же участники эксперимента наблюдали, как собеседники уклоняются от рукопожатия, соответствующие зоны в мозгу хранили молчание.
На самом деле про участие амигдалы и височной борозды в оценке социальных контактов, отношений и т. п. известно сравнительно давно. Например, у аутистов эти зоны сильно подавлены, поэтому при аутизме и нет мотивации к общению. Отличие данной работы, как подчёркивают её авторы, в том, что при оценке работы мозга использовалась реальная сценка, взятая целиком из повседневного контекста. До сих пор большинство экспериментов на эту тему базировалось на статичных стимулах (например, демонстрации фотографий). Повседневная же социальная жизнь состоит преимущественно из таких вот «динамических ситуаций» вроде пожимания рук, так что нынешние результаты, можно сказать, более соответствуют реальности.
Учитывая, что тут задействован центр удовольствия, не будет грубым преувеличением уподобить рукопожатие, скажем, очень слабому наркотику (или очень слабому заменителю секса, хотя секс, как ни крути, тоже «социальное взаимодействие»). Разумеется, тут играют свою роль и крепость рукопожатия, и длительность, и выражение лица, и многое другое. Впрочем, вряд ли только рукопожатие связано с приятными ощущениями. Но это, как говорится, тема для дальнейших исследований.
|