Двойные стандарты в освещении событий ведущими украинскими теле- и радиоканалами. Случившийся в самом начале государственного переворота или "революции достоинства", если пользоваться терминологией захвативших власть отказ западных регионов подчиняться законной центральной власти трактуется как "стремление к восстановлению демократии". А вот аналогичный отказ юго-восточных регионов, направленный теперь уже против новых властей (законность которых под большим вопросом) – как "сепаратизм".
Захват органов власти, погромы, избиения несогласных, даже убийства, совершаемые представителями, как правило, западноукраинского региона, названы "реализацией конституционных прав граждан на протест". Гораздо более цивилизованные выступления жителей Юго-Востока страны (там, во всяком случае, обошлось без убийств и бессмысленных разгромов помещений) именуются "антиконституционными действиями" и "массовыми беспорядками".
Участие в уличных акциях в Киеве и Западной Украине иностранных граждан, в том числе официальных лиц (прежде всего из стран Западной Европы, США и Канады), считается "выражением мировой демократической общественностью солидарности с украинским народом". Зато присутствие нескольких россиян (обычных людей, а не политиков и дипломатов) на митингах в юго-восточных областях – это "наглое вмешательство России во внутренние дела Украины".
Соответственно, протестующие галичане, согласно изображаемой в украинских СМИ картинке, ратуют за приобщение украинцев к "цивилизованному миру", а протестующие обитатели Крыма, Донбасса и соседних регионов являются пособниками "враждебного Украине государства".
Оскорбляет ли такая информационная политика население Юга и Востока страны?
Расхождения в идеологии. Исторически сложилось так, что бандеровская русофобская идеология популярна на Западе Украины и непопулярна на Юго-Востоке (да и в Центре тоже). Однако совершенная под бандеровскими знаменами и с портретами Степана Бандеры революция фактически сделала сию идеологию господствующей в стране.
Могут ли согласиться с этим люди, придерживающиеся иных взглядов?
Новые полицаи. Формирования бандеровцев (отряды самообороны майдана) сегодня фактически подменили милицию на западе и в центре страны. То же самое они собрались сделать в юго-восточном регионе. От подобных формирований можно ждать не охраны правопорядка, а, скорее, наоборот. Очень уж напоминают они полицаев времен Великой Отечественной войны. О тех полицаях (бывших, кстати сказать, в основном выходцами из Галиции) большинство украинцев знали исключительно из кинофильмов и книг. Теперь имеют возможность познакомиться с наследниками полицаев лично.
Так ли жаждет народ (особенно на Юго-Востоке) приобрести опыт подобного общения?
Контрибуции. Верховная Рада приняла постановление о предоставлении материальной помощи участникам "революции". Надо ли говорить, что после этого число таковых "участников" существенно возросло? Списки "героев евромайдана" составляются галицкими "полевыми командирами". Все их родственники, друзья, односельчане, вероятно, окажутся там. Они будут получать средства из государственного бюджета. Между тем новая власть уже объявила, что денег в бюджете нет. Украинцам предложено туже затянуть пояса, приготовиться к "непопулярным мерам" правительства и не ждать улучшения жизни в ближайшем будущем. Таким образом, одним (галичанам) – материальная помощь, другим – "туже затянуть пояса". Очень похоже на контрибуцию, наложенную на население Украины в пользу жителей одного региона.
Как должны реагировать на это обитатели других регионов?
Глас народа. Изначально инициаторы и участники государственного переворота (а это, повторюсь, представители, в основном одного региона страны) присвоили себе право говорить от имени всего народа. Не от большинства, а именно от всего населения Украины. Несогласные тут же объявлялись "врагами демократии", мнение которых можно не учитывать. Иными словами, если поддерживаешь "революционных" галичан – ты патриот, настоящий гражданин, герой. Если не поддерживаешь – значит, "быдло" и враг. В соответствии с этим критерием большинство жителей Юго-Востока попали в разряд последних.
Устраивает ли их такое положение?
Языковой вопрос. Вновь-таки исторически сложилось, что на Юго-Востоке страны (в отличие от Запада) распространен русский язык. После провозглашения независимости этот язык, де-факто родной для большинства жителей, оказался в положении гонимого. Более двадцати лет проводилась политика насильственной украинизации, в том числе в системе образования. Многие дети из русскоязычных семей лишились возможности учиться на родном языке. То же относилось к представителям национальных меньшинств. Остроту языковой проблемы несколько снизило принятие полтора года назад специального закона, разрешившего жителям некоторых (не всех!) регионов выбирать язык обучения для своих детей. В Галиции указанный закон вызвал бурные протесты. "Национально сознательные" галичане выражали уверенность, что распространенный у них украинский язык должен и дальше принудительно навязываться всей стране. В то же время они уверяли, что языковой вопрос для Украины не является важным. Однако одним из первых шагов новой власти стало "перерешение" языковой проблемы в угоду Западу Украины и в ущерб ее Юго-Востоку.
Произошло ли циничное попрание прав большинства жителей Юго-Востока?
Ассоциация с ЕС. Новая власть уже объявила, что подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом как можно быстрее. Подпишет, несмотря на то, что уже доказана невыгодность этого соглашения для Украины. Невыгодно, впрочем, не всем. Многие выходцы из Западной Украины давно уже пребывают на заработках в странах ЕС, выполняя там грязную работу, которой гнушаются местные жители. Семьи свои западноукраинские "заробитчане" кормят благодаря этим заработкам. Им соглашение с ЕС может быть даже полезным. Невыгодно оно тем, кто работает на Украине. Например, на предприятиях, которые в результате соглашения закроют, оставив людей без работы и средств к существованию. В бюджетных организациях соглашение об ассоциация означает массовые сокращения штатов, то есть ту же безработицу для многих. Крестьяне не смогут продавать выращенное на своих огородах как не соответствующее стандартам ЕС. Получается, что новые украинские власти опять же действуют в интересах жителей одного региона.
Как на это реагировать жителям других регионов?
Правительство. В первые дни после захвата власти речь шла о создании правительства народного доверия. В результате сформировали Кабинет министров, совершенно не пользующейся доверием населения юго-восточных областей (то есть регионов, составляющих основу экономики Украины).
Есть ли основание у жителей Юго-Востока считать, что это правительство будет учитывать их интересы?
Крымская автономия. Непосредственно с вопросом правительства связан вопрос об автономии Крыма. Дело в том, что в состав нового Кабинета министров Украины вошли представители ВО "Свобода", ставящей одной из своих целей ликвидацию автономии полуострова.
Есть ли у крымчан основания беспокоиться за свою автономию?
Министр образования. Этого деятеля стоит выписать отдельной строкой. "Все (почти все?) русские в России заражены имперским шовинизмом".
"Мы не можем трактовать Россию иначе, чем стратегического противника. Если Украина пока еще не может заявить про это в полный голос, к этому следует стремиться в перспективе, все более отдаляясь от России военно-политически, культурно, экономически".
"Россия всегда была и далее остается империей зла. Иначе она не может существовать. Поэтому наше государство должно содействовать четырем тенденциям: международной изоляции России как непредсказуемого государства-агрессора; дезинтеграционным процессам внутри Российской федерации, в частности путем усиления украинского фактора; конфронтации этого наследника восточных деспотий с Китаем, способным "проглотить" всю зауральскую территорию; столкновению России с воинственным мусульманством, мобилизующимся в национально-освободительной борьбе кавказских и среднеазиатских народов".
Это цитаты из "научных" работ Сергея Квита, нового министра образования и науки Украины. Будь эти слова написаны сегодня, можно было бы пояснить их накалом эмоций. Но писались они на рубеже веков, еще о той, ельцинской, России, чуть ли ни бесплатно отдававшей Украине газ и мало интересовавшейся положением русскоязычного населения на Украине. Как видим, даже такая, очень уж толерантная к русофобии Россия вызывала у Квита ненависть.
А ведь у большинства жителей Юго-Востока (да и Центра) Украины она вызывает совсем другие чувства. Россия им не чужая. Это родная, братская страна. Только вот останется ли она таковой для детей и внуков современных украинцев, обреченных получать образование под руководством такого министра?
Ответив на поставленные выше вопросы, легко найти ответ и на вопрос о том, кто виноват в расколе Украины.
Виноваты те, кто установил ярко выраженное неравноправие регионов внутри одной страны. На что рассчитывали? По-видимому, на то, что Юго-Восток опять все стерпит. Однако не стерпел. И случилось то, что случилось.
Но вопрос "Кто виноват?" не главный. Гораздо важнее ответить на вопрос: "Что делать?". Хотя и на него ответ ясен.
Следует сформировать иной состав правительства из политически нейтральных фигур, приемлемых для всех регионов (а не для одного). Следует прекратить дискриминацию русскоязычного населения и предоставить русскому языку на Украине статус, равный статусу языка украинского, с соблюдением прав национальных меньшинств. Следует распустить "отряды самообороны майдана", изменить информационную политику, отказаться от ассоциации с ЕС (хотя бы до проведения всеукраинского референдума по данному вопросу). И, конечно же, необходимо преобразовать страну в федерацию.
Федеративное устройство не угрожает государственному единству. Германия является федерацией, и ее единство не ставится под сомнение. То же можно сказать о США. Почему бы не использовать здесь опыт Запада, столь почитаемого нынешними украинскими политиками ? Украину еще можно спасти от распада. Если не превращать ее в "Великую Галицию".