Главная » 2015»Июль»20 » Навязчивые мелодии оказались спасительным средством в смертельной опасности
Навязчивые мелодии оказались спасительным средством в смертельной опасности
18:15
Ученые впервые исследовали физиологическую основу навязчивых мелодий, а также выяснили, что в экстремальных ситуациях они приносят пользу человеку.
Специалист по музыкальной психологии Лорен Стюарт (Lauren Stewart) из Голдсмит-колледжа (Лондон) обратила внимание, что люди, в чьей голове неотвязно крутятся мелодии, в разной степени страдают от этих «паразитов»: одни вообще не могут заглушить внутреннюю музыку, другие относительно легко от нее избавляются.
Чтобы выяснить природу этих различий, ученые собрали 44 добровольца и измерили плотность коры и объем серого вещества в различных зонах их головного мозга c помощью магнитно-резонансной томографии. Чем сильнее человек страдает от неотвязных мелодий, тем толще у него кора височной области, отвечающей в том числе за музыкальный слух, а также правой лобной доли, отвечающей за регуляцию психической деятельности. Этот факт не зависит ни от уровня образования, ни от количества времени, которое человек тратит на прослушивание музыки.
Кроме того, у людей, которым навязчивые мелодии помогают в концентрации внимания, оказался относительно крупный гиппокамп (область мозга, отвечающая, среди прочего, за память). Далее, чем больше человека раздражают песни-паразиты, тем больше у него серого вещества в полюсе височной доли — этот участок связан с эмоциями.
Стюарт также объясняет, почему навязчивые мелодии часто всплывают из глубин памяти на границе жизни и смерти (при околосмертном опыте). «Они играют гомеостатическую роль, поддерживая мозг в состоянии равновесия. Они не позволяют вам слишком далеко уйти в бессознательное состояние, сохраняя вас в оптимальной зоне умственной деятельности», — предполагает исследовательница.
Хороший способ избавиться от привязавшейся мелодии Стюарт открыла в ходе другого эксперимента. Оказывается, нежелательная музыка быстрее покидает мозг, если человек занят активной умственной деятельностью.