Наш мозг воспринимает мужское и женское тело по-разному: мужское — как целое, женское — как сумму деталей. Причём такое восприятие характерно как для мужчин, так и для женщин, то есть дамы видят своих подруг тоже «по частям».
Психологи из Университета Небраски (США) выяснили, что наш мозг
воспринимает мужчин и женщин по-разному. Как говорится, кто бы
сомневался, но в данном случае речь идёт не о восприятии личности,
характера и прочей «психологии», а об осознании чужого тела.
Мужчины
видятся единым целым, тогда как женщин наше восприятие разбирает на
части. Причём это справедливо как для смотрящих мужчин, так и для
смотрящих женщин.
Понятно, с чем это может быть связано, — с восприятием женщины как сексуального объекта. Исследования на эту тему проводились, но обычно они концентрировались на самóй рассматриваемой женщине.
Например, оказалось, что повышенное внимание и разглядывание может причинять его объекту сильный дискомфорт, начиная с чувства стыда и заканчивая депрессией и пищевыми расстройствами. А что насчёт тех, кто смотрит?
В рекламе и СМИ в качестве визуальных приманок используются самые сексуальные части женского тела — грудь, талия и т. д.: именно на них делается акцент и именно они часто существуют как бы в отрыве от остального тела.
Психологи решили выяснить, влияет ли это на баланс целостного и частного восприятия.
Когда человек смотрит «целостно», ему важнее, например, расположение носа относительно других частей лица, пропорции лица в целом, а форма носа как отдельного объекта его не слишком интересует.
С другой стороны, внимание к частностям позволяет узнать предмет по его детали — например, найти правильный дом на улице по цвету двери.
В зависимости от объекта получает преимущество то один способ восприятия, то второй.
В эксперименте участвовали свыше двухсот студентов и студенток, коим показывали снимки нескольких десятков молодых мужчин и женщин.
Сначала демонстрировали фото человека целиком, а потом, спустя небольшое время, часть тела (например, талию или грудь) с предыдущей фотографии. Но часть тела была в двух вариантах — неизменном и слегка модифицированном.
Участникам нужно было сказать, в каком виде эта талия была на первой, целой фотографии.
Фотографии женщины и её талии, использованные в эксперименте (фото авторов работы).
В другом варианте во второй раз показывали человека целиком, но опять-таки со слегка изменёнными частями тела — и тут тоже нужно было сказать, какое фото соответствует тому, что демонстрировалось раньше.
Как пишут исследователи в European Journal of Social Psychology, участники и участницы эксперимента определяли сходство по целому портрету, если речь шла о мужчинах, и по части тела — если о женщинах.
То есть мужчина воспринимается в совокупности признаков, а женщина — по каким-то отдельным, так сказать, особо выдающимся частям.
Каждый может вспомнить кадр из какого-нибудь фильма — да что там кадр, просто уличную сценку, — когда молодые и не очень молодые мужчины провожают взглядами прошедшую мимо женщину, и эти взгляды прикованы обычно к конкретной части тела. Любопытно, однако, что и сами дамы видят своих подруг так же — частями. Наверное, этому можно подобрать какое-то эволюционно-биологическое объяснение, но авторы работы склонны кивать на въевшиеся в мозг поп-культурные стереотипы.
Тут следует сказать, что такой перекос в восприятии не есть нечто незыблемое. Исследователи повторяли эксперимент, попытавшись перед тем перепрограммировать восприятие участников. Им предлагали посмотреть на большие буквы, сложенные из нескольких маленьких (например, большие «Н» были наполнены множеством маленьких «т»). Одних просили сосредоточить внимание на больших буквах, то есть включить целостное видение, других — посмотреть на маленькие, то есть задействовать детализацию восприятия. После такой «обработки» изменялось и восприятие другого человека: если проводилась настройка на целостное видение, женское тело становилось в глазах испытуемого единым целым. В общем, в данном случае борьба с сексистскими предрассудками зависит от доброй воли и простых психологических упражнений.