«Мы увидели, как формируется новый пылевой пояс в стратосфере Земли, и впервые пронаблюдали из космоса за долговременной эволюцией "хвоста” болида», — сказал сотрудник Центра космических полетов имени Годдарда НАСА Николай Горькавый, выросший в Челябинске.
Ранее он и его коллеги в статье, принятой к печати журналом Geophysical Research Letters, описали результаты наблюдений за Челябинским болидом со спутника Suomi NPP. Они свидетельствовали, что взрыв болида в середине февраля привел к появлению гигантского пылевого кольца в верхних слоях атмосферы, которое опоясало все северное полушарие нашей планеты и оставалось в стратосфере по меньшей мере три месяца после этого события.
Аппарат Suomi NPP (названный так в честь одного из американских пионеров спутниковой метеорологии Вернера Суоми — Verner Suomi) был запущен и выведен на полярную орбиту в октябре 2011 года. Он предназначен для измерения температуры, влажности и давления у поверхности Земли, поиска очагов пожаров, изучения параметров облаков и мощности как солнечной радиации, так и отраженного излучения.
Один из пяти приборов спутника — OMPS (Ozone Mapping and Profiler Suite) — позволяет следить за концентрацией озона и количеством аэрозольных частиц в атмосфере. Один из его датчиков «смотрит» на край диска Земли. Датчик фиксирует уровень поглощения солнечного света и определяет концентрацию аэрозольных частиц с разрешением 1,5-2 километра по высоте. Именно этот прибор впервые обнаружил облако пыли, возникшее после взрыва болида.
Через три часа после взрыва облако двигалось со скоростью 300 километров в час на восток, а через четыре дня обогнуло Землю. Специалисты НАСА на основе измерений с борта Suomi и компьютерного моделирования смогли воссоздать движение облака пыли вокруг северного полушария, которое оставалось в атмосфере еще три месяца.
Благодаря этим наблюдениям, специалисты впервые смогли проверить, как пыль переносится высотными струйными течениями. Ученые рассчитывают, что теперь они смогут отслеживать следы, оставленные сгоревшими в атмосфере метеороидами, определить, насколько часто они сталкиваются с Землей, что в свою очередь поможет уточнить риск падения действительно опасных астероидов.
«Конечно, Челябинский болид значительно меньше, чем астероид-»убийца динозавров", и это хорошо: мы получили уникальную возможность безопасно изучить этот потенциально очень опасный тип событий", — говорит Горькавый.