Выиграв в спринте медаль для России, Ольга Вилухина сделала гораздо больше, чем вы думаете. Она не только обеспечила всей команде позитивный настрой на гонки вперед и сбросила со всех наших биатлонистов груз, который рос бы с каждой неудачей. Главное, Ольга превратила историю о потерянном золоте в историю о найденном серебре.
С другой стороны, немного грустно. Сияние глаз и сережек-снежинок в ушах Вилухиной так ослепили нас, что забылось: второй раз подряд олимпийский спринт выиграла Анастасия Кузьмина. В истории женского биатлона на Играх в одной и той же дисциплине дважды не побеждал вообще никто. А кроме того, с двумя золотыми медалями Анастасия шагнула в пантеон великих. Таких, как она, в мире всего 12. Лидирует Кати Вильхельм с тремя победами, у остальных по две, как и у Кузьминой. Стран, откуда родом эти выдающиеся девушки, всего три – Германия, СССР/Россия, Канада.
А, стоп. Не три, а четыре. Ведь Кузьмина-то – из Словакии.
– Как россиянка… ой, то есть, простите, как словачка, родившаяся в России… – делясь впечатлениями от Сочи, новоиспеченная двукратная чемпионка допускает оговорку и краснеет, хотя страну сменила шесть лет назад. Тема действительно старая – она активно и яростно обсуждалась в Ванкувере, когда щита вроде нынешней Вилухиной не было, сборная России обоих полов в стартовых гонках ползала по трассе, а нежданные подвиги Кузьминой (после спринта она взяла еще бронзу в преследовании) подливали масла в пламя истерики. На той Олимпиаде, кстати, обзавелась медалью и другая бывшая наша – Елена Хрусталева из Казахстана. Между прочим, заслуженная мастер спорта России.
В 2010-м был в олимпийском Уистлере и автор этих строк. На диктофоне остались слова Кузьминой:
– Теперь буду усиленно готовиться к Сочи, чтобы не ударить в грязь лицом на моей родине и снова принести cлаву Словакии.
Эта фраза – сюрреалистична. Даже теперь, когда все позабыто за давностью лет, очень трудно сжиться с мыслью, что Анастасия Владимировна родилась в Тюмени, тренировалась у Леонида Гурьева, с которым поддерживает теплые отношения до сих пор, и является родной сестрой россиянина Антона Владимировича (Шипулина). Их родители прилетели в Сочи и наблюдают, как их дети выступают под разными флагами, как их дочь посвящает медали брату-россиянину, но слушает на пьедестале гимн Словакии, с которой ее в общем-то мало что связывает.
История не знает сослагательного наклонения, и все же предлагаю помечтать. Сменив гражданство, Кузьмина обрекла себя на спортивное одиночество. Других биатлонисток высокого уровня, чтобы успешно выступать в эстафете, в Словакии нет. А продолжай Настя бегать и стрелять за Россию, она вполне могла бы попасть в золотую четверку Ванкувера и усилить грядущую сочинскую эстафету – как женскую, так и смешанную. Золотых медалей у Кузьминой стало бы три, а то и четыре или даже пять. И она стала бы легендой Олимпиад.
Да, в грустной (для России) сказке про Кузьмину чересчур много «бы», а все глаголы – в прошедшем времени. Побеждала по юниоркам. Игнорировали. Обиделась. Ушла туда, где нужна. «Люди же могут уходить со старой работы, где их не ценят», – эти слова принадлежат «казашке» Хрусталевой, но их могла произнести и «словачка» Кузьмина, и многие другие экс-россиянки, настоящие и будущие. Набор причин банален и всегда одинаков: неверие в честную конкуренцию, невостребованность в сборных, отсутствие контакта с сильными мира сего на местах, ну и материальные блага, конечно, куда без них.
Исход молодых биатлонисток под другие знамена – явление столь же непрерывное и постоянное, как Оле Эйнар Бьорндален. За последние несколько лет таких примеров – больше десятка. Крайний, но вряд ли последний из них – Анастасия Калина. Нашумевший побег в Белоруссию, сопровождавшийся обвинениями с обеих сторон, пока не переплавился в спортивный результат: на декабрьском этапе Кубка мира в Хохфильцене Калина бежала безобразно. С другой стороны, величие Кузьминой все тоже разгадали не сразу и окончательно поверили в него лишь теперь, когда Настя доказала, что ее четырехлетней давности успех неслучаен.
А вы готовы гарантировать, что через четыре года на вершине под флагом чужой страны не окажется очередная девочка Настя, Аня или Люба, рожденная в России?
Чем больше их уходит, тем выше шанс, что с водой мы выплеснем и ребенка. Расставания еще можно было бы понять, если бы Россия пухла от переизбытка талантливых биатлонисток. Но у нас самих стакан наполовину пуст. После череды травм и скандалов наша женская команда по большому счету не сумела набрать полноценный состав из шести человек и, если ориентироваться на результаты Кубка мира и субботнего спринта, испытает определенные сложности с формированием боеспособной эстафетной четверки. Не в нашей кадровой ситуации разбрасываться талантами, который много лет назад кто-то не смог или не захотел разглядеть и у Кузьминой.
У нас, конечно, есть серебро Вилухиной, поэтому давайте ликовать и кричать «ура». Не думайте о будущем. Так легче спится