Восклицание «Такой милый, так бы и съела!» произносится, безусловно, в шутку, однако нельзя не заметить, что фраза
Психологи из Йельского университета (США) решили подробнее изучить этот феномен, который они назвали агрессивной симпатией. Для участия в исследовании они пригласили около ста человек, которым для начала показали набор картинок «запредельно симпатичного» или просто забавного содержания. В качестве первых проходили, например, картинки с очень пушистыми маленькими животными (котятами и щенками), тогда как на просто забавной фотографии могла быть обычная взрослая собака, высунувшая голову в окно машины. И ещё имелись картинки нейтрального содержания, на которых могла быть изображена такая же большая собака в обычной обстановке и с серьёзным «выражением лица».
Испытуемые должны были оценить фотографии по степени симпатичности (лучше даже, наверное, сказать «кавайности») и при этом сообщить о собственных эмоциях по их поводу. Психологов интересовали непроизвольные междометия, внезапное желание схватить и потискать то, что изображено. То есть учёные хотели разобраться в бессознательных проявлениях психики, которые под действием кавая прорывались за волевые рамки сознания. Оказалось, что чем симпатичнее была картинка, тем сильнее человек терял над собой контроль.
Но первый вариант эксперимента проводился дистанционно, в онлайне, и психологи могли полагаться только на словесное выражение эмоций. Чтобы наблюдать реакцию на кавай вблизи, учёные попросили несколько десятков мужчин и женщин пройти такой же тест в лаборатории. При этом подопытным говорилось, что это будет тест на моторную активность и работу памяти. Во время демонстрации фотографий испытуемые держали в руках кусок воздушно-пузырчатой упаковки (плёнки с воздушными пузырьками) и должны были «схлопывать» пузырьки во время просмотра.
Оказалось, что чем симпатичнее были картинки, тем чаще участники эксперимента давили воздушные пузырьки. То есть, можно сказать, некоторая агрессия, которую мы проявляем в словах, глядя на миловидного младенца или котёнка, подкреплена агрессивной бессознательной психомоторной реакцией. Иными словами, фраза «Он такой милый, так бы и съел!» — это не просто фигура речи.
Сей эмоционально-психический феномен, надо сказать, встречается не только в связи с котятами и младенцами. Психологи знают, что избыток положительных эмоций в какой-то момент превращается в свою противоположность, когда люди начинают рыдать от счастья. Возможно, тут имеет место какая-то особенность мозга, который пытается справиться с избытком эмоциональной информации. В случае же с кавайными картинками можно придумать и другое объяснение. Человек стремится выразить заботу, прижать к груди того, кто изображён на фото, но, поскольку это всего лишь картинка, приходится «сливать» избыток эмоций по каким-то другим каналам. Иначе говоря, агрессивный импульс, который охватывает нас при созерцании фото котиков, — это фрустрированная нежность. Впрочем, сами учёные пока лишь описывают особенности явления и о его причинах предпочитают высказываться с осторожностью.
Результаты исследования авторы работы доложили на ежегодном съезде Общества личностной и социальной психологии в Нью-Орлеане (США).