Шесть дней назад за Twitter-аккаунтом основателя и CEO SpaceX Элона Маска следила, без преувеличения, вся планета. То, что он должен был написать, могло изменить всю будущую историю освоения космоса.
После успешной отправки четырех капсул Dragon на МКС, SpaceX должна была запустить еще одну — но в этот раз с повышенным уровнем сложности. После вывода капсулы на орбиту ракета-носитель Falcon 9 должна была попытаться приземлиться на Землю, на плавучую баржу в центре Атлантического океана.
Если пытаться попасть в эту баржу из космоса — она будет выглядеть крошечной. Обычно космическим путешественникам везет, если они «попадают» во что-то размером с большой водоем после повторного входа в атмосферу. Так, к примеру, разработана капсула Dragon — чтобы упасть в воду на большом парашюте. Ракета Falcon совершила две мягких посадки в океан. В этот же раз ей нужно было попасть в баржу размером всего 100 на 60 метров. Маск оценивал шансы успешной посадки в 50 на 50.
Что ж, для первой попытки довольно неплохо:
Технически Falcon попала в цель — просто под кривым углом и не совсем в центр. Было темно и сложно что-то увидеть, но Маск вполне подробно объяснил, что же пошло не так. Решетчатые рули (grid fins), крайне важные для такой посадки, «потеряли силу и пошли вкось». Собственных двигателей ракеты не хватило, чтобы справиться с аэродинамическими силами. В итоге решетчатые рули исчерпали гидравлическую жидкость, ну и, собственно, все.
«Двигатели пытались (!) выровнять, но… ракета упала под углом в 45 градусов, разбив ноги и секцию двигателя». После этого остатки топлива и кислорода устроили красивый взрыв.
Маск отшутился и вообще выглядел довольно беспечным, несмотря на потерю актива — ракету можно считать потерянной, хотя сама баржа почти не пострадала. Но настроение Маска имеет смысл в долгосрочной перспективе и контексте его больших планов. На симпозиуме Массачусетского технологического института в октябре Маск рассказывал, насколько важно создать многоразовый Falcon, чтобы человечество покинуло Землю. Впрочем, мы тоже об этом слышали не раз.
«Многоразовость — это важный прорыв, необходимый ракетной технике, чтобы вывести все на следующий уровень», — говорил он. Если вы можете использовать ракету много раз, просто заливая новое топливо, не придется тратить очередные 60 миллионов долларов на ее строительство.
«Но прежде чем мы будем пытаться приземлиться на твердую поверхность, нам нужно настроить точность приземления и пытаться снова и снова, пытаясь понять, что может пойти не так».
Так, впрочем, и получается. Следующая посадка состоится через 2-3 недели, гидравлической жидкости будет больше. «Во всяком случае она должна взорваться по другой причине».