Как бы всем ни хотелось, Google Glass не изменили мир. Даже и намека на это не было.
Получив этикетку с надписью «носимая техника», «наследник смартфона», Glass в итоге стали объектом насмешек, издевательств, замешательств и безразличия. Google так и не нашла убедительную причину тому, зачем нам носить телефон на лице.
iPod, с другой стороны, был устройством, которое в корне изменило траекторию персональной техники. Будучи концептуальным предком iPhone, iPod перевернул индустрию звукозаписи, вдохнул жизнь в Apple и провозгласил эру онлайн музыки, фильмов, книг и телевидения. И знаете что? Парень, который делал дизайн iPod, теперь работает на Google.
Тони Фаделл присоединился к компании, когда Google выложила более 3 миллиардов долларов за Nest, стартап, в числе учредителей которого был и он. На момент приобретения Nest около года назад мы думали, что Google хочет взять океаны данных, генерируемых всеми подключаемыми термостатами и пожарными сигнализациями стартапа, и стать незаменимой в сфере умных домов. Покупка Nest также дала Google кое-что еще: парня, который доказал, что умеет проектировать оборудование, которое будет для пользователей новым и незаменимым.
В таком свете решение Google отдать Фаделлу подразделение Google Glass не лишено смысла. Если в этом мире и есть какое-либо устройство, которое нужно превратить из бесполезного куска в жизнеспособный фетиш, то это Glass. Но задача будет сложной даже для Фаделла. Проблема в том, что отказ от Glass не проистекает от того, что люди не считают очки крутыми; проблема в том, что Glass пока бесполезны для людей. Google надеялась, что первые пользователи Glass помогут воплотить в этой форме полезные функции; теперь же Фаделлу придется перезагрузить эти безуспешные попытки. Вместо того, чтобы спрашивать пользователей, для чего им нужны Glass, Фаделл должен найти способ объяснить им это.
Фальстарт
С момента первого ограниченного выпуска в 2013 году, на Glass обрушилась мощная критика, мол, нарушитель спокойствия вторгается в частное пространство и посягает на самое интимное. Еще большее возмущение вызвало то, что вся суть очков заключалась в доступе к базовым функциям смартфона через крошечный дисплей, постоянно витающий прямо возле глаза. Чтобы пользователь увидел смысл в каком-либо устройстве, оно должно быть не менее функциональным, чем уже используемое, и его плюсы должны быть очевидны. Преимущества Glass по сравнению с телефоном никогда не были очевидны, а Google никогда четко их не расписывала. А был ли мальчик? Google до конца надеялась, что программа Glass Explorer позволит ей найти ключевые возможности Glass, собрать их воедино, но коль скоро даже самые лучшие разработчики приложений для Glass сталивыходить из игры, все стало понятно.
Что бы ни произошло с Google Glass, преимущества очков до широкой публики так и не дошли. За последние два года мы узнали, что пользователям не нужны дисплеи на голову; им нужны старые добрые смартфоны, разве что экранчик можно сделать побольше. В самих Glass не было никаких инноваций, кроме внешней новизны, а это не всегда одно и то же.
Единственное но: подключаемые дисплеи типа Glass остаются в особых рабочих средах. Некоторые специализированные занятия вроде хирургии, строительства, тренировочных полетов отлично вписываются в носимые технологии, когда человеку нужно держать перед глазами информацию и руки оставлять свободными. Будущее носимых устройств заключается не в одном устройстве, которое будет делать все. Скорее будет масса различных устройств, и в этой массе каждое будет делать свое дело хорошо.
Какое место в таком будущем должны занять Google Glass? Это и придется выяснить Тони Фаделлу. Возможно, перезапуск Glass будет означать новое представление очков как устройства для работы. И поскольку не потребители, а IT-отделы являются двигателем продаж технологий, которые оседают на рабочих местах, перезапуск Glass для коммерческого сегмента могут проложить для них путь в массы.
Google по-прежнему сигнализирует о серьезных амбициях в отношении неудавшихся очков. Наряду с переводом устройства в руки Фаделла, Google также вывела Glass из экспериментального гнездышка лаборатории Google X (Glass «выпустились», говорит Google). Но если Glass действительно повзрослели, как утверждает Google, едва ли очки достигли зрелого возраста. Фаделлу предстоит поиграть с устройством, определить, внедрить и передать цели устройства пользователям, чтобы мы, наконец, смогли купить его в любом магазине. Но остается вопрос: кто они, потенциальные пользователи Glass?
Ясность видения
На конференции CES Андрисен Горовитц и его партнер по подкасту Бенедикт Эванс описали «Интернет вещей» как своего рода инверсию обычного пути новых технологий. Вместо того, чтобы подталкивать инноваторов к разработке новых вещей, «Интернет вещей» наполнен устройствами, которые ждут, пока пользователи выяснят, для чего они могут им пригодиться. Эванс сказал, что в таком контексте настоящая ценность Nest, как для пользователя, так и для Google, не в ее термостатах и пожарных сигнализациях. Ее ценность в том, как эти устройства сообщаются друг с другом, образуя систему, выдавая новые данные, которые переплетаются и находят новые выходы по мере добавления новых устройств в систему.
«Суть в том, что Nest — это не термостат, — говорил Эванс. — Это путь к рынку и коммуникациям».
Чтобы добиться успеха, Фаделлу придется наполнить Glass аналогичной ясность. И если кто-то и сможет наделить Glass смыслом, то наверняка им станет парень, который смог убедить пользователей в том, что скучные термостаты и детекторы дыма могут стать крайне полезными приборами. Но в отличие от Glass, термостаты и детекторы дыма обладают вполне определенными функциями, которые только дополняются, если их подключить к Сети.
Glass пришли в этот мир как устройство, которое ищет причину своего существования, и эта причина до сих пор не была найдена. Возможно, Фаделл сможет ее найти. Но ему будет довольно трудно. Не то чтобы Google мелко мыслила — Фаделлу придется сузить область применения Glass, если он хочет спасти очки дополненной реальности.