Барак Обама отправляется на переговоры в Пекин в статусе "хромой утки", отмечают СМИ. В то же время во главе Китая стоит один из самых влиятельных лидеров страны за последние тридцать лет, который хочет "новой модели отношений великих держав". Перед американской дипломатией стоит трудная задача по поиску модели сотрудничества, считают эксперты. |
|
Поиск новой конфигурации отношений Китая и США, инициированный председателем КНР Си Цзиньпином, ставит трудную задачу перед американской дипломатией и Бараком Обамой, который едет на важнейшие переговоры в Пекин в статусе "хромой утки". Трудности в отношениях между двумя государствами могут привести к напряженности, которая может затянуться на годы, полагают журналисты и эксперты американских СМИ.
Когда президент Барак Обама совершил свой первый визит в Китай в 2009 году, его партия контролировала конгресс, а заявления об "опоре США на Азию", локомотив мировой экономики, звучали смело. Второй визит американского президента в Пекин пройдет менее помпезно: республиканская партия получила контроль над конгрессом, авторитет Обамы падает, а Китай в то же самое время возглавляет один из самых влиятельных лидеров страны за последние тридцать лет, который желает пересмотра баланса сил в отношениях между двумя сверхдержавами, пишут американские СМИ.
"Пекин обладает альтернативным видением отношений двух сверхдержав в будущем и их роли в Азии. Как постоянно говорит Си Цзиньпин (председатель КНР — прим. ред.), он хочет "новой модели отношений великих держав", — цитирует издание McClatchy профессора Австралийского национального университета Хью Уайта.
В свою очередь, корреспондент газеты The New York Times в Пекине, лауреат Пулитцеровской премии Джейн Перлез обращает внимание на сложность отношений между Пекином и Вашингтоном.
"Посыл слов главы КНР о "новом типе взаимоотношений двух держав", который он описывает как слом исторически сложившихся представлений о "неизбежной конфронтации" Китая и США, достаточно ясен. Однако официальные лица Вашингтона и китайские аналитики со связями в правительстве полагают, что у Си Цзиньпина может быть особое понимание конфликта как противостояния между возникающими центрами силы, как Пекин, и действующими или идущими на спад силами, под которыми он понимает Вашингтон. <…> Это может сигнализировать о некоторых трудностях в отношениях между двумя лидерами и напряженности, которая может продлиться годы", — полагает Перлез.
В обсуждении этой концепции, пишет журналист газеты, господин Цзиньпин подчеркнул, что, по его мнению, в Азии "есть пространство для сосуществования и сотрудничества" двух сильных государств, но только при условии "равенства во взаимоотношениях", а если США и КНР все же не удастся найти "новый путь" сотрудничества, произойдет катастрофа.
"Некоторые критики считают, что слова председателя КНР являются сигналом к расширению сферы китайского влияния в Азии при согласии США покинуть регион ради деэскалации возможных конфликтов. Другие замечают, что под риторикой о "великих державах" скрывается представление о том, что только США, Китай и Россия входят в этот список", — пишет Джейн Перлез.
Журналисты обоих изданий также отмечают, что текущая внутриполитическая обстановка в США может оказать влияние на характер взаимоотношений между Соединенными Штатами и КНР.
"Так как Вашингтон отстраняется от "формулы Си Цзиньпина" об изменении архитектуры отношений между двумя государствами, ключевым моментом для Обамы может станет определение того, в чем и когда можно "установить границы амбициям" КНР и где США могут приветствовать либо не препятствовать росту авторитета Китая. <…> Установить подобные границы, в то же время убеждая Пекин пойти на ряд уступок по условиям возможного сотрудничества, будет нелегко, учитывая, что Обама рассматривается в качестве "хромой утки" в результате утраты демократами контроля над конгрессом США", — полагает корреспондент The New York Times.
|